Рынок держится, но Китай не поможет: чем живет тюнинг как бизнес в России
Как живется в России компаниям, занимающимся тюнингом? Сохраняется ли на него устойчивый спрос в условиях экономической нестабильности? Влияет ли изменение рынка новых автомобилей, где остались только китайские бренды, на тюнинговый бизнес? Смогут ли китайские автомобили заменить европейские и японские в данной сфере? Мы поговорили с представителями Авито и одним из основателей компании MGS-Tuning, чтобы выяснить, как развивается рынок тюнинга и что его ждет.
Анализ статистики
Если заглянуть в статистику, то тюнинговый рынок в России держится неплохо. После спада в пандемийный 2020 год он начал понемногу восстанавливаться и до начала 2022 года показывал положительную динамику. С наступлением спада в начале прошлого года график снова пошел в рост. Это видно на статистике Авито, в категории «тюнинг и оборудование», где собраны предложения от детейлинговых студий, поставщиков автомобильного оборудования, услуг по чип-тюнингу и так далее. По данным Авито, в первой половине 2023 года по сравнению с первой половиной 2022 количество предложений от студий и автосервисов, а также частных мастеров выросло на 25%, а количество покупателей увеличилось на 35% год к году. Средний чек в данной категории составляет 12 тысяч рублей. Самые популярные услуги: чип-тюнинг с удалением катализатора, «антихром», а также оклейка кузова защитной пленкой.
Перспективы китайских авто в тюнинге
Популярность услуг по русификации головных устройств автомобилей, привезенных в Россию по каналам параллельного импорта, также растет: количество таких предложений увеличилось в двадцатом году на 50%. В то же время предложение услуг по установке газобаллонного оборудования постепенно сокращается из-за сложности регистрации в ГИБДД и роста цен на газ.
Компании, специализирующиеся на автомобильном тюнинге, также чувствуют влияние китайских автомобилей. Например, одна из таких компаний MGS-Tuning, которая занята внешним тюнингом и стайлингом премиальных автомобилей, рассказала, что китайские машины не всегда подходят для тюнинга: их жизненный цикл слишком короткий, а эксклюзивные версии отсутствуют.
Будущее тюнингового рынка в России
Тенденции показывают, что европейских автомобилей на рынке России станет меньше, а китайских – больше. Это особенно заметно в городах, где высокий спрос на новые модели. Однако, что касается тюнинга, для китайских автомобилей предложений не так много. Причины этого в том, что китайские автомобили часто обновляются, что делает разработку и производство тюнинговых комплектов экономически невыгодными. Дополнительно усложняет задачи адаптация автомобилей, прибывающих по параллельному импорту, ведь их системы часто не имеют возможности перевода на русский язык.
Адаптация китайских авто
Российские тюнинговые компании начинают предлагать услуги по русификации автомобилей, ввезенных по параллельному импорту. MGS-Tuning, например, активно занимается русификацией головных устройств и переводом систем на английский язык. Спрос на подобные услуги есть, и компании стремятся предложить покупателям качественные решения.
Для многих компаний китайские машины остаются вызовом, но и возможностью. В данном случае важно наращивать экспертизу и адаптироваться под новые запросы рынка.